1 тур (заочный). 2013-2014 учебный год. Решения. Разбалловка.

Накопительная олимпиада по физике «Эврика» 7 класс 
2013 – 2014 учебный год
1 тур (заочный). Решения. Разбалловка.
 Следует понимать, что полное правильное решение оценивается максимальным баллом, даже если оно отличается от экспертного.
Задача 1.
1.        В середине 1920 года новая американская 70-метровая подлодка S–5, которой командовал Чарльз Кук, проводила ходовые испытания в Атлантическом океане. Во время экстренного погружения под воду по недосмотру старшина не перекрыл клапан вентиляционной магистрали. Через него в лодку хлынули потоки воды. Часть отсеков оказались полностью затопленными. Лодка опустилась на дно, на глубину 60 метров. Спасательных люков на подводных лодках того времени ещё не было. Единственный выход для спасения экипажа – это отправить на поверхность воды сигнальный буй. Но лодка находилась под водой в несудоходной части Атлантики, так что буй могли и не заметить. Радиосигналы через толщу воды не проходили. И все-таки капитану удалось оповестить об аварии и спасти экипаж. Что же предпринял Чарльз Кук?
Решение.
Чарльз Кук предпринял рискованную попытку - притопил лодку так, что она встала на дно океана "на попа", почти вертикально. 3 балла
Подробнее о катастрофе можно прочитать, например, здесь.
Всего за задачу 3 балла.

Задача 2.
Как-то раз к Эдисону пришел наниматься на работу молодой человек. Эдисон дал ему проверочную задачу — определить объем колбы лампочки. Как это сделать?

Решение.
 Очевидное решение - налить в колбу лампочки воду, а затем измерить объем воды в колбе при помощи мензурки. Но при этом сама лампочка перестанет выполнять свою функцию, т.е. будет безнадежно утрачена. 1 балл
Для измерения объема колбы лампочки без того, чтобы утратить лампочку, нам потребуется сосуд, наполненный до краев водой (лучше отливной стакан), сосуд для вылившейся воды и мензурка (или измерительный стакан). Лампочку погружаем в воду, держа за цоколь так, чтобы стеклянная колба оказалась погружена в воду полностью. Вытесненная колбой вода поступает в сосуд. Измерив объем вытесненной воды, получим внешний объем колбы лампочки.  Внутренний объем будет меньше на величину объема стекла колбы.
Описание идеи с вытеснением воды 3 балла
Идея о существовании внешнего и внутреннего объема колбы 1 балл.
Всего за задачу 5 баллов.

Задача 3. 
В магазине "Мармелад" продаются сделанные из одинаковой карамели конфеты - "Чупа-чупс" за 8 рублей 50 копеек и "Мега-чупс" за 773 рубля 20 копеек. Выгодна ли покупка большой конфеты? Стоимостью и размерами упаковки пренебречь. Конфеты считать идеальными шариками.
 Решение.
 Покупка будет выгодна, если за те же потраченные деньги можно купить бОльшее количество карамели. 1 балл.
Зайдя в магазин, внимательно рассмотрев и измерив конфеты, мы получим такие данные:
масса маленького чупса m =17г, масса большого M=750 г. Диаметр маленького d=2,9 см, диаметр большого D=10см. по 1 баллу за каждое из данных. максимум 4 балла.
Самым простым решением будет найти стоимость 1 г или 1  см3 карамели в обеих конфетах. 1 балл
Объем конфет (шариков) рассчитывается по формуле V = 4/3 * π (d/2)3
 

Стоимость              850 коп
--------------- = ----------------- = 50коп/г                   
        m                      17 г

Стоимость              77350 коп
--------------- = ----------------- = 103,1коп/г             
        M                     750 г

Или для объемов

Стоимость              850 коп
--------------- = ----------------- = 66,6коп/ см3
        V                       12,76 см3

Стоимость              77350 коп
--------------- = ----------------- = 147,8коп/ см3
        V                       523.3 см3

 Большая конфета дороже почти в два раза. Выгоднее купить маленькую. 1 балл
Всего за задачу  8 баллов.
 Примечание. Можно было найти и сравнить отношение масс конфет и отношение стоимостей.

Задача 4.
Шпион страны Neverland прислал донесение о передвижении главного визиря страны Nevermore. Помогите отделу разведки страны Neverland расшифровать донесение.
 Решение.
Донесение - это график скорости визиря. 1 балл.



2 секунды визирь шел  очень быстрым шагом со скоростью 2 м/с и прошел 4 м. 

1 балл за численные значения и 1 балл за указанный темп движения.
Затем 2 секунды бежал со скоростью 4 м/с, и пробежал 8 м

1 балл за численные значения и 1 балл за указанный темп движения.
затем стал замедлять движение до быстрого шага и за 2 секунды продвинулся на 5 м.

1 балл за «поведение» скорости и 1 балл за найденное расстояние
Еще два метра шел не торопясь со скоростью 1 м/с

1 балл
и, наконец, развернулся и не торопясь двинулся в обратном направлении.
2 балла за указание на направление

Всего за задачу 10 баллов.

Максимальный балл за олимпиаду 21 балл.




Комментариев нет:

Отправить комментарий